Cotonti / Open Source PHP Content Management FrameworkContent Management Framework

Техническая концепция

Документация / Разработчикам / Техническая концепция

Основные принципы, согласно которым построен Cotonti

Перевод на русский: birdy_owl.

Прежде всего, следует упомянуть о том, что Cotonti создана на основе CMS Seditio, которая, в свою очередь, унаследовала все лучшие характеристики системы Land Down Under. Это подтверждает, что Cotonti — не «ещё одна CMS», а результат более чем девятилетней кропотливой работы. В этом проекте использованы самые актуальные из последних тенденций веб-разработки, но в основе его лежат проверенные временем традиции.

#1. Процедурное ядро

Существует мнение, что оно устарело, вышло из употребления, и о нем можно забыть навсегда. Некоторые считают, что использование объектно-ориентированного программирования — единственный возможный на сегодняшний день путь к успеху. Если вы согласны с такой точкой зрения, то вам лучше воспользоваться исключительно объектно-ориентированной инфраструктурой.
Но мы сделали обдуманный выбор по трем простым причинам:

  1. Наш код максимально прозрачен, прямолинеен и прост для понимания.

  2. Следовательно, Cotonti превосходит остальные системы управления контентом по уровню производительности.

  3. И поэтому она выделяется на переполненном рынке CMF/CMS, где то и дело слышны выражения «настоящее ООП», «реальный Web 2.0» и другие модные словечки, привлекательные, но бессмысленные в случае, когда дело касается настоящей повседневной работы.

С другой стороны, Cotonti — не настолько консервативная система, как может показаться. Хотя ядро является процедурным, некоторые функции и дополнения могут быть созданы на основе доступных классов и библиотек. Поэтому мы, не колеблясь, используем преимущества обеих фундаментальных концепций программирования.

#2. Объектно-ориентированные компоненты

Мы используем объекты в тех областях, где они демонстрируют лучшие результаты. К примеру, Cononti использует уровень абстракции базы данных PDO, объединяющий функциональность независимых от БД классов и производительность бинарных расширений PHP.

Другим распространенным случаем, когда большое значение имеют полиморфизм, инкапсуляция и наследование (3 главных принципа ООП), является кэш-библиотека. С целью осуществления оптимизации, Cotonti имеет несколько уровней кэша и поддерживает большое количество кэш-хранилищ, но все из них обладают цельным интерфейсом, поэтому вам не нужно беспокоиться, какой драйвер использовать и как он в действительности работает.

Попутно хочу отметить, что наша библиотека шаблонов также обладает объектно-ориентированным интерфейсом. Но самая главная новость заключается в том, что в секретной лаборатории Cotonti Team была разработана специализированная объектно-ориентированная библиотека. Она все еще основана на стандартном процедурном ядре Cotonti, но с использованием некоторых объектно-ориентированных технологий мирового уровня для создания возможности многократного использования стандартной структуры и шаблонов кода. Благодаря этому разработчик сможет создавать новые приложения для бизнеса и управления контентом всего за несколько минут.

#3. Модель, вид,.. скрипт! (MVS)

Модель-вид-контроллер — самый популярный шаблон для разработки веб-приложений. В современных фреймворках он состоит из трех фундаментальных слоев:

  • Модель. Представляет данные в виде объектов, отношений, записей и свойств. Некоторые разработчики полагают, что хранение данных в базе данных или использование уровня абстракции базы данных и есть модель. Но более опытные знают, что это код, представляющий структуру данных приложения и основные абстракции для управления данными.

  • Вид. Основывается на принципе того, что пользователь видит не всё, что приложение делает на самом деле. Иметь слой «Вид» значит отделять верстку от процедур и использовать специальные процедуры для генерации разметки. В большинстве случаев это подразумевает использование шаблонизатора.

  • Контроллер. Часто под этим подразумевается код, который служит для всего остального. В исходной модели MVC он является обработчиком событий, в системе, которая полностью управляется событиями. Различные контроллеры отвечают за различные части приложения, они реагируют на события и организуют поток выполнения.

Однако в случае с Cotonti, в каждом компоненте шаблона присутствует некое отличие:

Модели данных обычно описываются в старом добром простом SQL. Мы не устанавливаем никаких ограничений для структуры модели и логики, и поэтому предоставляем разработчикам модулей полную свободу в разработке приложений наилучшим в их понимании образом. Для операций с данными и создания вопросов используется слой PDO (PHP Data Objects).

Cotonti обладает собственной библиотекой шаблонов именуемой CoTemplate. Она обладает всеми функциями довольно популярной библиотеки XTemplate и обратно совместима с ней. Она состоит из структурных блоков, управляемых контроллером и заменяемых переменными («TPL-теги») в них. У нее также есть возможность использования «callback» или функций-обработчиков для переменных, что позволяет обрабатывать вывод с помощью функций. Библиотеки шаблонов с блочной структурой обладают действительно простой и понятной конструкцией и не требуют навыков программирования, если вам достаточно стандартной функциональности. В противном случае вам может понадобиться модифицировать контроллер каждый раз, когда вы захотите проверить что-либо в шаблоне. Проблему поможет решить CoTemplate, так как она поддерживает логические структуры управления (IF/ELSE) и статические структурные блоки (BEGIN/END) одновременно. Поэтому она гарантирует одновременно свободу и прозрачность действий как дизайнерам, так и кодерам. Убедитесь, что эта библиотека работает гораздо быстрее, чем может показаться — она помещает в кэш образы шаблонов и не производит парсинг в реальном времени.

В то время как большинство современных фреймворков созданы для построения сложных иерархических структур контроллеров, зачастую включая десятки и сотни сообщающихся классов, контроллеры Cotonti максимально просты. Они созданы на основе чистого скриптинга, с целью легкого отслеживания программного потока без необходимости углубляться в классовые иерархические структуры и лежащие в основе API. Вне зависимости от последовательности, контроллеры легко расширяются посредством хуков, которые являются точками входа для добавления других скриптов, называемых плагинами. Ниже концепция модульности будет описана подробнее.

#4. Модульная архитектура

Основой системы является набор библиотек и скриптов ядра. Каждая библиотека, содержащая группу функций или классов, реализующих специфическую возможность, называется API. Самая главная API, программа самозагрузки скрипта, минимально нагружающая среду CMS, а также несколько скриптов, осуществляющих стандартные процедуры, называются ядром. Вместе с административным интерфейсом эти элементы и составляют фреймворк управления контентом.

Фреймворк используется для создания модулей. Модули являются самыми крупными строительными блоками для сайта. Модуль представляет собой локацию на сайте, предоставляющую конечному пользователю уникальную функциональность. Модули характеризуются автономностью. Они могут взаимодействовать с другими модулями, но могут также работать полностью независимо.

Плагины используются для расширения ядра и модулей. Плагины подключаются к модулям и скриптам ядра для изменения их функционирования. Модули и плагины вместе называются расширениями, так как они расширяют функциональность ядра. Расширения предоставляют неограниченную свободу в настройке сайта и избавляют вас от множества проблем при обновлении.

#5. Интернационализация

Интернационализация (часто сокращается до i18n) — функция, необходимая для приложения, которое требуется настроить для использования с поддержкой нескольких языков. Она также является важным шагом на пути к созданию мультиязычного контента. В XXI веке множество сайтов содержат информацию одновременно на нескольких языках, поэтому все большее количество разработчиков выбирает Unicode в качестве кодировки символов. Cotonti изначально поддерживает Unicode и использует UTF-8 в качестве набора символов по умолчанию.

Интерфейс системы локализован с использованием концепции языковых файлов. Существует несколько типов языковых файлов: языковые файлы ядра, языковые файлы модулей, языковые файлы темы и языковые файлы, прилагающиеся к каждому отдельному плагину. Если по каким-либо причинам для вашего языка нет соответствующего языкового файла, вы можете создать его сами или воспользоваться помощью переводчиков сообщества.

Интернализация контента сайтов, такого как страницы и категории также поддерживается. С Cotonti при включении плагина i18n вы сможете создавать мультиязычные сайты, управлять переводами и переключаться между языками на ходу.

#6. Стабильность и безопасность

Seditio была одной из самых безопасных PHP CMS в мире (согласно багтрекерам), так как стабильность являлась одной из основных ее целей. Мы считаем это хорошей традицией. Разработчики делают все, что в их силах, чтобы защитить ваш сайт от внедрений SQL-кодамежсайтового скриптинга (XSS), подделки межсайтовых запросов (CSRF) и типичных ловушек PHP, как пассивным (аккуратный код, отладка), так и активным (специальные алгоритмы) способом.

Кроме того, у нас имеется функциональная и прозрачная система уровней доступа, основанная на списках контроля доступа (ACL) и режимах доступа. Это матрица, в колонках которой находятся группы пользователей и элементы сайта. В полях и ячейках матрицы указаны конкретные права доступа для группы и элемента.

И наконец, мы предоставляем встроенную систему антихаммеринга и защиты от спама. Но, несмотря на надежность всех этих систем обеспечения безопасности, вы всегда должны помнить, что они не защитят сайт от вас самих.

Одной из основных характеристик стабильности является отсутствие багов. Для достижения этого есть два способа. Первый, уже упомянутый выше, представляет собой внимательное написание кода. Второй известен как контроль качества (QA). Он основывается на отправленных пользователем отчетах о проблемах, тестировании, отладке и обновлениях.

#7. Производительность и масштабирование

Что касается производительности, самый важный вопрос состоит в том, сколько запросов в минуту (RPM) или запросов в секунду (RPS) может обработать ваш сайт. В этом плане для Cotonti мы делаем все, что в наших силах, для достижения высоких результатов. Мы избегаем чрезмерных затрат ресурсов при добавлении новых функций и используем эффективные технологии повышения производительности, такие как пре-рендеринг и кеширование на стороне сервера. Произведена оптимизация SQL запросов и базы данных — бесперебойная работа будет обеспечена даже тогда, когда ваш сайт станет объемнее и популярнее.

Вы можете установить систему для нескольких сайтов (если это поддерживается на вашем хостинге), тогда вы сможете использовать один движок для нескольких баз данных и конфигураций сайта. С другой стороны, если один сервер не справляется с возросшей нагрузкой, Cotonti легко масштабируется с помощью кластеров MySQL, кластеров веб-сервера, балансировки нагрузки и включения кластерного режима.

#8. Функции для поисковой оптимизации

Некоторые сайты со стильным дизайном, большим количеством графики и флеш-анимации и удобной навигацией в рейтинге поисковых машин находятся так низко, что отыскать их вы можете только чудом. Поэтому не следует забывать о важности поисковой оптимизации.

Cotonti включает в себя мощный инструмент формирования URL, пользовательские заголовки, мета-теги и множество удобных опций конфигурации. Cotonti предоставляет поисковой машине информацию о том, какие страницы не нужно индексировать и по каким ссылкам не следует переходить. Кроме того, существуют плагины для создания карты сайта. В целом, плагины предоставляют огромные возможности для SEO: их количество растет и вы можете легко написать все, что захотите.

#9. На этом список не заканчивается

Cotonti следует основным современным тенденциям веб-разработки. Ниже упомянуты только самые значимые из них.

#9.1. AJAX и синдикация

AJAX означает Asynchronous JavaScript And XML, но на самом деле он является целым набором подобных технологий. Он предоставляет возможность коммуникации клиент-сервер без необходимости обновления страницы. Таким образом веб-приложения работают быстрее, потребляют меньше трафика и смотрятся привлекательнее.

Cotonti оснащена самой популярной в мире библиотекой JavaScript jQuery, обеспечивающей отличную поддержку AJAX со стороны клиента. Со стороны сервера любой модуль Cotonti может работать как в синхронном, так и в асинхронном режиме, а вы легко сможете написать отдельные части на AJAX для плагинов.

По умолчанию вывод генерируется в (X)HTML, но после создания XML-шаблонов его можно преобразовывать в компактные файлы XML, подходящие для обработчиков AJAX и роботов.

Кроме того, роботы смогут обрабатывать контент сайта, если у вас установлен стандартный модуль RSS, выводящий содержимое различных разделов вашего сайта в формате, совместимом с RSS и Atom, с учетом прав доступа.

Такие расширения, как агрегаторы лент, создаются сообществом.

#9.2. Поиск по сайту и система тегов

Практически все сайты содержат информацию; чем быстрее посетитель находит информацию, которая ему необходима, тем лучше сайт отвечает требованиям. Мы делаем все, чтобы контент сайта на Cotonti был доступен для популярных поисковых служб, но, к сожалению, внешние поисковые системы, такие как Google или Yandex, не могут получить доступ к некоторым закрытым разделам вашего сайта или обновить индекс сайта в реальном времени. Поэтому мы разработали собственную поисковую систему по сайту, обновляющую индекс в реальном времени и выполняющую поиск только по тем данным, которые открыты для текущего пользователя.

Некоторые популярные сайты невозможно представить без тегов, поэтому Cotonti содержит гибкую подсистему тегов. Их можно использовать на страницах, форумах, модулях от сторонних разработчиков и в собственных плагинах. Предоставьте пользователям право отмечать тегами материалы сайта — это создаст облака тегов и позволит посетителям таким образом находить необходимую им информацию.

#9.3. Социализация и веб-сервисы

Cotonti не является готовой социальной сетью, так как это настраиваемая CMS/CMF с самыми основными функциями ядра. Но социальную сеть можно создать, если воспользоваться одновременно базовыми функциями (страницы, форумы, личные сообщения) и некоторыми полезными плагинами, доступными в Интернете: блоги, друзья, пользовательские стены, галереи, и т. д. Если в стене отсутствует какой-то кирпичик, вам не потребуется много усилий, чтобы поместить его на место — в этом и состоит преимущество Cotonti.

Связь с другими популярными социальными сетями может быть установлена с помощью бесплатных плагинов и служб. Например, существуют плагины для Facebook, Twitter и других социальных сетей.

Что касается веб-сервисов, Cotonti может легко интегрироваться с имеющимися (например единая регистрация, обмен файлами, геолокация). При желании вы можете создать модули и плагины для экспорта веб-сервисов с вашего сайта на Cotonti, используя любой интерфейс на выбор: REST, XML-RPC, SOAP, и т. д.



Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Cotonti / Open Source PHP Content Management FrameworkContent Management Framework

Documentation / Developer Guide / Technical Concepts

The basic principles of how Cotonti is built

 

First of all we need to say that Cotonti is a successor of Seditio CMS which is in turn a successor of Land Down Under and that means that it is not just yet another new born portal system, but it is an inheritor of more than 9 years of quality work legacy. It means that as a new project it tends to follow the most important of modern web development trends but meanwhile to keep the best of oldschool traditions.

Procedural Core

Sure you are going to say that it is obsolete, outdated and must die forever. You would probably like to claim the object oriented programming is the world savior and is the only paradigm to survive ever. If you really think so, you'd better take a look at some other purely object oriented framework.
But we made it a deliberate choice for three simple reasons:

  1. We keep the code very clean, straight-forward and easy to understand.

  2. This way it beats other content management systems in performance.

  3. And this way it makes a difference on a crowded CMF/CMS market which is however all the same with all those «true OOP», «real Web 2.0» and other buzzwords which make noise but no sense when it comes to real everyday work.

On the other hand, Cotonti is not so rudimentary and conservative as you might suppose. Although thecore is mostly procedural, some exact functionality and peripherals can be provided with handy classes and class libraries. So, we don't hesitate taking the best from both of these famous programming concepts.

Object Oriented Components

We utilize objects in the domains where they demonstrate their best. For example, Cononti uses PDO database abstraction layer which combines expressive power of database-independent classes and performance of native PHP extensions.

Another common place where polymorphism, encapsulation and inheritance (3 basic OO principles) help a lot is Cache library. Cotonti has multiple cache layers for different optimization purposes and supports a variety of cache storages, but all of them provide a solid interface, so you don't need to care what driver it uses and how it actually works.

Our template engine also has object-oriented interface, but this is just a side note. In contrast to this I can tell you that a special Object Oriented class library is being developed in a secret laboratory by Cotonti Team. It is still built on top of standard procedural Cotonti core, but it uses some world-class object oriented techniques to provide incredible reusability of common structure and code patterns. With such a library a developer will be able to write new business and content management applications just within a few minutes.

Model, View,.. Script! (MVS)

Model-View-Controller is the most popular design pattern for a web application. In most modern frameworks it consists of 3 fundamental layers of the application:

  • Model. Represents data in terms of entities, relations, records and properties. Some developers think that storing data in a database or using database abstraction layer is having a model. But a little more experienced ones know that it is code that represents structure of application data and basic abstracts for data management.

  • View. Is based on a principle that what a user sees is not all of what application does. Having a view layer means separating layout from procedures and using special procedures for layout generation. In most cases this implies use of a template engine.

  • Controller. Often meant as just the code that does all the rest, in pure MVC controller is an event handler and the entire system is event driven. Different controllers are responsible for different parts of the application, they react on events and organize execution flow.

Speaking of Cotonti, it is a bit different in every component of the pattern:

The data models are usually defined in old-good plain SQL. We don't put any restrictions on the model structure and logic and therefore give the developers of modules freedom to design the application as they think is the best. For data manipulation and querying the PDO (PHP Data Objects) layer is used.

Cotonti is special for its template engine called CoTemplate. It comes with all features of a quite popular XTemplate engine and is backwards compatible with it. It has structural blocks pushed by the controller and substitutable variables (“TPL tags”) in them. It also has the later “callbacks” feature for the variables, piping the output through processing functions. Block-based template engines have really simple and clear structure and require no programming skills, unless you want to do something special. In this case you would need to modify the controller every time you want to check something in the template. This problem is solved in CoTemplate because it supports logical control structures (IF/ELSE) and static structure blocks (BEGIN/END) at the same time. So, it combines freedom and clarity for both designers and coders. And to make sure it is not slow as you might suppose, it caches memory images of templates and does no parsing in real-time.

While most of modern frameworks encourage you to build complex controller hierarchies often including tens and hundreds of interacting classes, in Cotonti controllers are extremely straightforward. In fact they are built in spirit of pure scripting so that you can easily track the program flow without having to dig deep into class hierarchies and underlying APIs. Despite their sequence, controllers are highly extensible by the mean of hooks which are actually entry points for inclusion of other scripts called “plugins”. Modularity explanation follows.

Modular Architecture

In the heart of the system there is a set of libraries and core scripts. Each library containing a group of functions or classes implementing a specific feature is called an API. The main vital API, a bootstrap script which loads the minimal CMS environment and a few scripts implementing standard behavior are called the Core. Together with the user management module and administration backend these files make the Content Management Framework.

The framework is used to build Modules. Modules are the biggest building blocks for a site. A module represents a location on site providing some unique functionality to the end-user. Modules are self-contained. They may interact with other modules but they can work entirely by their own.

Plugins are used to extend the core and modules. Plugins hook into modules or core scripts to modify their behavior. Modules and plugins together are called Extensions because they extend core functionality. Extensions give you limitless freedom in site customization and save you from lots of headaches upon updates.

Internationalization

Internationalization (often shortened as i18n) is an important feature for an application to be configured for use in different natural languages. It is also a major step forward to multilingual contents. In the XXI century many sites may contain messages in different languages at the same time and that is why more and more people choose Unicode as character encoding. Cotonti supports Unicode out of the box and prefers UTF-8 as default character set.

Interface of the system is localized using concept of language files. There are several types of language files: core language files, module language files, theme language files and language files that come with every single plugin. If for some reason there is no language file available for your language, you can easily make a translation yourself or with help by a translator or the community.

Internationalization of site contents such as pages and categories is also supported. You can build purely multilingual websites with Cotonti, manage translations and switch between languages on the fly if you enable i18n extensions.

Stability and Security

Seditio was one of the most secure PHP CMS in the world (regarding to bugtracks) and made stability one of its major goals. We believe it is a good tradition to follow. The coders are aware of SQL injectionscross-site scripting (XSS), cross-site request forgery (CSRF) and common PHP pitfalls and they do their best to protect your site with both passive (neat coding, bug fixes) and active (special algorithms) defense.

There is also a powerful and clear permission granting system based on Access Control Lists (ACL) and Access Modes. It is a matrix with user groups and site elements as columns. Fields and cells of the matrix contain exact permission for a group and an item.

There is also built-in anti-hammering and spam protection. But in spite of all these brilliant security systems, you should always remember that they cannot protect the site from yourself.

One of the obvious definitions for Stability is the lack of bugs. There are two ways to achieve it. The first is careful coding as we have already mentioned above. The second is known as Quality Assurance (QA). It consists of user-submitted bug reports, testing, debugging and updates.

Performance and Scalability

When it comes to performance, the most important question is how many requests per minute (RPM) or requests per second (RPS) your site can handle. And in Cotonti we do our best to get high results. We avoid overhead when adding new features, use effective performance techniques such as pre-rendering and server-side cache. SQL queries and database is optimized and the code is designed to do its job well when your site gets larger and much more popular.

You can create multi-site installations if your host supports it, so that you can use the same engine to power several databases and site configurations. On the other hand, if the load gets high enough so that one server is not enough, Cotonti is easily scaled with MySQL clusters, web server clusters, load balancers and works in distributed mode without any problems.

SEO Friendly

There are some very good looking websites, with lots of graphics and Flash, which have perfect look and feel but are ranked by search engines so low that it is a miracle that you have found them at all. That is why optimizing your site for search is important.

Cotonti comes with powerful URL designer tool, customizable titles, metas and a lot of useful configuration options. Cotonti tells a web spyder which pages it should not index and what links it should not follow. Sitmaps are also provided by plugins. Finally, there are great SEO opportunities with plugins: the number of them is growing and you can easily write what you want.

And the list goes on

Cotonti follows the most important modern trends in web development. Below only most important of them are mentioned.

AJAX and Syndication

AJAX stands for Asynchronous JavaScript And XML but in fact it is a happy family of similar technologies. It provides client-server communication without need to refresh the page. This way web application works faster, consumes less bandwidth and looks smother for a user sight.

Cotonti comes with the worlds most popular JavaScript library jQuery which provides excellent AJAX support on client side. On server side any Cotonti module can work in both synchronous and asynchronous mode and you can easily write AJAX parts for plugins.

By default (X)HTML output is generated. You can easily write XML template files to turn it into compact XML files suitable for AJAX handlers and robots.

Robots can grab the contents of your site also if you have the standard RSS module installed which produces RSS and Atom-compatible output for different areas of your site with respect of access permissions.

Such extensions as feed aggregators are provided by the community.

Site Search and Tags

Most sites provide information, the faster a visitor finds the information he wants the more satisfied he is. Cotonti does its best for appropriate site contents to be available in popular search services but unfortunately external search systems such as Google or Bing cannot access some private areas of your site or update their index of your site in real time. This is why we have developed our own site search system which updates its index in time and searches directly in data that a user is allowed to see.

Life on some popular sites cannot be imagined without Tags and Cotonti brings you a flexible Tags subsystem. You can use tags in pages, forums, third-party modules and your own plugins. Let your users tag site entries and it will generate tag clouds and let people search items by tags.

Socialization and Web Services

Cotonti is not a social network out of the box because it is a generic CMS/CMF with very basic core functionality. But you can create one if you make use of its basic features (pages, forums, private messages) together with some great plugins available on the net: blogs, friends, user walls, galleries, etc. If some brick is missing in the wall, it won't cost you much of effort to make it — this is the power of Cotonti.

Connection with other popular social networks can be established with free plugins and services as well. For example, there are plugins for interaction with Facebook, Twitter and other social networks and services.

When it comes to web services Cotonti can easily communicate with existing ones such as Single Sign-On providers, file sharing, geolocation. Or you can build modules and plugins to export web services from your Cotonti site using an interface of your choice: REST, XML-RPC, SOAP, whatever.


No comments yet
Only registered users can post new comments